____________ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА_______________
Нормативно - правовые документы по организации инклюзивного образования |
Доступная среда МБОУ Кировская СОШ №2 |
Отчеты |
Обобщение опыта по инклюзивному образованию в МБОУ Кировская СОШ №2 |
Психолого - педагогическое сопровождение инклюзивного образования |
Нормативно - правовые документы по организации инклюзивного образования
Инклюзивное образование - это процесс вовлечения всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности, особенностей в развитии и экономического статуса.
Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ, детей с инвалидностью, в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
- Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
-Гарантия прав всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в целом ряде документов федерального уровня: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- Еще один федеральный документ, требующий внимания, – это Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:
Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов является Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175. В числе целевых индикаторов программы – доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений.
Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
Письмо Минобрнауки России от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
Письмо Минобрнауки России от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций»
Письмо Минобрнауки России от 2 февраля 2016 г. № ВК-163/07 «О направлении методических рекомендаций»
Главная сущность перечисленных выше документов – предоставление гарантий, создание оптимальных условий для предоставления качественного образования для всех детей. Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности, поэтому школа должна иметь очень гибкие образовательные программы, позволяющие научить каждого ребенка, раскрыть его способности.
__________________ДОСТУПНАЯ СРЕДА В МБОУ КИРОВСКАЯ СОШ №2___
Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Кировская средняя общеобразовательная школа №2 (далее – МБОУ Кировская СОШ №2) определяет актуальность и обоснованность разработки и реализации программы по созданию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.
В ходе работы по созданию инклюзивного пространства школы особое внимание было уделено разработке Целевой программы «Доступная среда в МБОУ Кировская СОШ №2» НА 2014 – 2015 годы. Целью программы является создание условий для практической реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Кировская СОШ №2. Достижение цели осуществляется в ходе поэтапного решения следующих задач:
- разработать нормативно-правовую и программно-методическую базу инклюзивного образования;
- сформировать систему мониторинга эффективности реализации программы «Доступная среда»;
- обеспечить своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- создать условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В нашей школе имеется положительный опыт работы с детьми, имеющими ограничения по состоянию здоровья. Отработанная в школе программа воспитательной работы позволила свести к минимуму наиболее сущностные ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. В ходе подготовительного этапа было получено одобрение участия школы в федеральной программе «Доступная среда» всех субъектов образовательного процесса. Нам удалось развеять представления, сложившиеся на протяжении нескольких десятилетий, о том, что развитие детей с ОВЗ может происходить только в условиях сегрегации, отделения от общества.
В рамках организационного этапа особое внимание уделялось формированию нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Нормативно-правовая база инклюзивного образования в школе разработана в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании в РФ», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также регламентируется Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права граждан на получение образования государства-участники обязаны содействовать развитию системы инклюзивного образования. В настоящее время разработаны и утверждены Федеральных государственных образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Большие полномочия по созданию нормативно-правовой базы инклюзивного образования с учетом региональной специфики, особенностей и традиций принадлежат субъектам РФ.
С 2014 г. в нашей школе при непосредственном участии Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, ценой больших усилий Главы Целинского района – Сорокина Бориса Николаевича и заведующего Отделом образования Администрации Целинского района Яценко Галины Дмитриевны, реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.
В настоящее время в МБОУ Кировская СОШ №2 созданы необходимые материально-технические условия для обучения детей с ОВЗ и проводятся мероприятия направленные на организацию инклюзивного образования
_______ОТЧЕТЫ_____
1.Анкета по обеспечению введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с УО.
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В МБОУ КИРОВСКАЯ СОШ №2
1.Информационная справка о практике развития инклюзивного образования в МБОУ Кировская СОШ №2 Целинского района .
2. Реализация психолого - педагогического сопровождения в инклюзивном образовании.
3. Проект "Школа - территория для всех". (скачать)
4. Коробкина Е.Г. стала победителем Всероссийского конкурса творческих и проектных работ "Семья и школа" по направлению "Психолого - педагогичнская поддержка семей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья" (смотреть диплом).
5. Коробкина Е.Г.; .Публикация в международном научном журнале "Молодой ученый" № 14 2017г.; "Организация работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями в условиях сельской школы" ( читать статью).
6. Коробкина Е.Г.; .Публикация в сборнике материалов Международной научно - практической конференции "Социально - педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика"; "Организация процесса обучения детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной сельской школы"( читать статью).
|